kyayurk.ru

Все о семейных отношениях

Природа или все-таки воспитание? Что лежит в основе человеческой сущности?

Является ли человек просто обычным продуктом генетической «русской рулетки» или же только жизненный опыт делает человека таким, какой он есть? За последние 200 лет ученые уже охрипли от споров на эту тему. Два философа, Дон Локк и Жан Руссо, положили начало всех психологических дебатов.

Истина среднего пути.
В реальности сложные навыки формируются как под влиянием биологических, наследственных факторов, так и под сильным влиянием жизненного накопленного опыта. Наследственность задаёт огромный потенциал для развития человека, однако именно от жизненного опыта зависит то, в какой степени и как данный потенциал реализуется.
Например, языковое развитие. Известно, что предрасположенность к языку наследуется, она уже запрограммирована в генах. Однако только интенсивное взаимодействие человека с окружающей средой в раннем возрасте приводит к максимальному полному развитию речевых способностей. Если оптимальный период пропущен, то возникают серьёзные трудности с освоением речи в дальнейшем. Такой человек овладеет языком лишь отчасти и никогда не станет болтушкой, которой должен был бы стать при поддержке среды, в которой рос.

Точная постановка вопроса.
Самая распространенная ошибка в спорах про среду и наследственность – это не совсем верная постановка вопроса. Например, вопрос, в какой пропорции человеческий интеллект является подарком от папы с мамой и в каком является результатом усилий самого человека и стараний, мягко говоря, не имеет смысла. В некотором отношении и природа, и окружение вкладывают 100% в развитие. В конце концов, не имея генов вообще, жить невозможно. А утроба матери стала первой окружающей средой человека — и без не тоже никак не прожить. Нет окружения – нет личности, нет личности – нет интеллекта, и точка.

Когда речь заходит о дилемме «природа-воспитание», стоит задавать совсем другие вопросы. Из-за чего возникают различия между группами людей: благодаря разным генетическими характеристикам или же, из-а различных условий среды? Другими словами, почему одни люди умнее других? Почему одни оканчивают высшую школу, а другие сразу же вылетают из нее? Изучая группы людей, можно описать и предсказать различия между ними в терминах «природа-среда». Однако для описания и объяснения поведения одного человека эта схема не очень подходит.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

kyayurk.ru © 2018 Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.